Новгород и Новгородская область  
 

Болотов: профилирование в старшей школе повысит уровень абитуриентов

23 сентября 2011 г.
Источник: www.ria.ru
Болотов: профилирование в старшей школе повысит уровень абитуриентов

В ходе обсуждения итогов мониторинга "Качество приема в вузы - 2011", проведенного совместно НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, в очередной раз высказана идея о необходимости дальнейшего сокращения набора по ряду направлений подготовки, в том числе по педагогике. О том, в какой мере уместны сокращения и что нужно изменить в средней школе, чтобы в инженеры шли отличники, в интервью РИА Новости рассказал вице-президент Российской академии образования, член экспертной группы № 8 "Новая школа"Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, если и дальше сокращать бюджетный набор в педвузы и повышать зарплаты учителям, есть ли шанс, что в педагогику через несколько лет пойдут лучшие выпускники школ?

- На мой взгляд, сокращение набора в педвузы - это попытка найти простое решение серьезной проблемы.

В школах очень много пенсионеров и учителей, работающих на полторы и две ставки. Никто из них не уйдет на пенсию, не будет работать меньше, потому что это вопрос денег. Выпускникам педагогических вузов - хоть лучшим, хоть худшим, - по большей части просто нет места в школах. Исключения составляют учителя информатики и иностранных языков - среди людей старшего возраста их очень мало, но как раз эти выпускники в школу и не стремятся. Это ненормальная ситуация, но менять ее нужно не через вузы, не через увеличение или сокращение набора. Сокращение на школе никак не отразится – молодых учителей там не добавится.

Поэтому я считаю, что проблема востребованности выпускников педвузов должна решаться не на уровне Минобрнауки, а в каждом отдельном регионе. Мониторинг показал общую тенденцию, теперь нужны глубокие региональные исследования, чтобы принимать какие-то меры. В каждом регионе своя специфическая ситуация с педагогическими вузами, трудоустройством выпускников, учительскими кадрами и зарплатами. Например, в Москве несколько педагогических вузов и множество колледжей, но я не видел системных исследований по трудоустройству их выпускников. А без этого невозможно формировать какую-то политику по отношению к этим вузам.

- В этом году наметился рост популярности технических направлений подготовки, первое место в мониторинге занял Московский физико-технический институт (МФТИ). Почему же эксперты в очередной раз констатируют ухудшение естественнонаучной подготовки школьников?

- Она, действительно, несколько ухудшилась. Это связано, прежде всего, с растущим объемом информации, который пытаются "уместить"в то же количество учебных часов. За последние лет 20 учебники увеличились по объему, а число часов осталось прежним. Учителя вынуждены все больше перегружать своих учеников, что и ведет к ухудшению качества обучения. Кроме того, в массовой школе на уроках физики и химии почти не проводятся лабораторные работы. С одной стороны, стало плохо с оборудованием и реактивами, а с другой - довольно большое количество учителей пытается "натаскать"учеников на задания ЕГЭ вместо того, чтобы объяснить какие-то вещи через практику. Поэтому уровень освоения естественнонаучных предметов снижается.

Причины того, что вузы, лидирующие в ЕГЭ-рейтинге, не всегда довольны контингентом, на мой взгляд, связаны не только с уровнем подготовки. Просто если 20 лет назад лучшие выпускники школ со всего Советского Союза поступали в несколько ведущих вузов, то сейчас поступают в основном школьники из России, причем достаточно много сильных ребят уезжает учиться за рубеж. Сама выборка изменилась.

- Что можно сделать для улучшения естественнонаучного образования в школе?

- Поменять концепцию преподавания как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, повсеместно ввести на старшей ступени два уровня изучения каждого предмета: базовый - для тех, кому предмет нужен для общего кругозора, и профильный – для тех, кому он понадобится в дальнейшем.

На базовом уровне изучения, например, физики нужно давать детям с гуманитарной ориентацией, прежде всего, представление об изменении естественнонаучной картины мира – от древних греков до современности, без избыточного углубления в тонкости. Вполне возможно вместо изучения нескольких предметов ограничиться курсом естествознания. По математике для гуманитариев тоже нужны особые программы и задачи. А программы профильного уровня должны быть рассчитаны на абитуриентов таких вузов, как МФТИ.

То же относится и к гуманитарным предметам. Нужны другие программы изучения истории или иностранных языков для ребят, ориентированных на получение инженерного образования.

- А содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ в этой связи должно меняться?

- Да. Я неоднократно предлагал ввести два уровня сдачи ЕГЭ по обязательным предметам - русскому языку и математике. Базовый - для тех, кому эти предметы нужны для общего развития, и профильный – для тех, в чьем вузовском образовании они будут играть заметную роль. Тогда у школьников останется время на изучение предметов, которые им нужны для поступления, и, я думаю, это приведет к изменениям показателей вузов в мониторинге качества приема.

Новости

Все новости

Минобрнауки России объявило конкурс на получение грантов «Студенческий стартап», подать заявку можно до 15 апреля на сайте конкурса.

01 марта 2024 г.

Классные руководители школ и кураторы групп в колледжах и техникумах, работающие в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тысяч человек, будут получать федеральную выплату в размере 10 тысяч рублей. Об этом сообщил Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.

29 февраля 2024 г.

С 7 по 13 июля в городе Чибо (Япония) проходит 64-я Международная математическая олимпиада школьников.

07 июля 2023 г.

На Госуслугах начался приём документов в вузы. Заявление можно подать в 5 любых вузов страны до 5 специальностей в каждом. Без личного посещения приёмных комиссий, очередей и бумажных документов. Для этого потребуется только подтверждённая учётная запись на Госуслугах.

20 июня 2023 г.

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков прибыл с рабочим визитом в Санкт-Петербург. Вместе с членом президиума Российской ассоциации содействия науке Марией Воронцовой он посетил производство биотехнологической компании BIOCAD.

15 июня 2023 г.
Выберите регион